Как правильно составить резюме

Как составить работающее резюме

Сын моего знакомого, выпускник ВУЗа, проходил собеседование в одной серьезной организации. Парень готовился — разбирался, как составить работающее резюме, прорабатывал возможные варианты вопросов, придумывал на них ответы. В назначенное время пришел к руководителю компании. Очень волновался.

Будущий работодатель дружелюбно посмотрел на него и спросил: «Ну, что из последних анекдотов можешь рассказать?». Парень не сориентировался, работу предложили другому. Вывод такой: мы живем во время, когда знания имеют все, а быстро реагировать на обстоятельства могут лишь некоторые. А это качество очень ценится...

Составить резюме по готовому бланку труда не составляет. Как составить работающее резюме, после прочтения которого тебя гарантированно пригласят на собеседование — вот в чем вопрос.

Обязательная информация

Прежде всего надо подробно и честно изложить общие сведения о себе. Бытует мнение, что эта информация не интересует работодателя, но это не так. Зачастую организации важно знать о соискателе все — где живет, имеет ли собственное жилье, водит ли автомобиль и др.

Могут случиться обстоятельства, при которых отсутствие некоторой информации в резюме работодатель может расценить как сокрытие фактов.

Как составить работающее резюме. Фотография

Первое, что надо сделать — подобрать фотографию. Это не обязательно должно быть фото на документы, можно приложить художественное, любительское. Главное требование — на нем должно быть четко видно лицо. И оно не должно быть хмурым, недовольным.

Сразу убери снимки в вечерних нарядах или в компании друзей, родственников — они неуместны. Фото должно быть выполнено на нейтральном фоне, в официальном стиле, у соискателя должен быть открытый прямой взгляд.

Фото размещают в левом верхнем углу резюме, размер снимка должен быть примерно 3×4 или чуть больше.

Какие общие сведения надо указывать в резюме

Справа от фото указывают фамилию, имя, отчество полностью. Их можно набрать жирным, более крупным шрифтом.

Под фамилией указывают должность, еще строкой ниже — размер зарплаты, на которые претендуют. Если ты принципиально не против командировок, об этом можно сообщить тут же. Если против — лучше напиши об этом в  разделе дополнительной информации.

Теперь пришло время отобразить дату рождения, адрес проживания, телефон, электронный адрес. На мой взгляд, здесь же надо указывать семейное положение и отношение к воинской службе.  Каждую позицию следует отображать на отдельной строке.

Как составить работающее резюме

Ключевые навыки

Общие сведения о себе сообщить легко. А дальше придется подумать. Пришло время описать, что ты умеешь делать как профессионал. Эти сведения отображаются в разделе «Ключевые навыки».

Если ты претендуешь на конкретную должность, то должна убедить работодателя в своей компетентности. На данном этапе тебе это надо сделать с помощью резюме. Ключевые навыки следует только перечислить, не детализируя их. Например:

  • проведение переговоров с заказчиками и субподрядными организациями;
  • подготовка пакета документов для заключения договоров строительного подряда;
  • проведение тендеров по закупке строительных материалов;
  • составление инструкций по охране труда на объекте строительства.

При этом надо четко понимать, в какую организацию и на какую должность хочешь устроиться. Где-то от тебя ждут технических знаний, где-то — организационных способностей, навыков ведения проектов. В этом отношении ключевые навыки можно разделить на пять типов:

  • ведение переговоров, деловое общение, коммуникации;
  • планирование и распределение ресурсов, ведение проектов;
  • генерация идей, составление стратегических планов, аналитическая работа;
  • управление людьми, организаторские способности, лидерские качества;
  • специфические прикладные навыки по профессиональной деятельности.

Твоей должности может соответствовать только один из этих типов. Определи его и формулируй ключевые навыки строго в его рамках. Например: если ты претендуешь на роль специалиста по снабжению, твоя ниша — планирование и распределение ресурсов. О своих организаторских качествах можешь упомянуть в разделе «Дополнительная информация».

Образование

Нанимателю важно, какое образование ты получила. Более того, иногда сам факт, что ты училась в профильном учебном заведении, бывает решающим при приеме на работу. Описывая образование, придерживайся следующих правил:

  • название учебного заведения пиши полностью, а не аббревиатурой;
  • указывай период обучения;
  • сообщи специальность, которую получила в учебном заведении;
  • если есть чем похвастать, напиши средний балл или наличие диплома с отличием.

Если закончила несколько учебных заведений, перечисли их, расположив по порядку значимости. Конечно, первым должно быть указано образование, соответствующее должности, на которую ты претендуешь. По каждому учебному заведению отрази информацию так, как было указано выше.

Опыт работы

Это раздел резюме, который работодатель изучает особенно внимательно. Здесь он хочет увидеть, в каких организациях ты росла как специалист. Чтобы описать свой профессиональный опыт, бери трудовую книжку и выписывай из нее следующую информацию:

  • наименование организации — полное. По аббревиатуре не всегда понятно, о какой компании идет речь. Иногда полезно указать также численность персонала на предприятии;
  • период работы — с точностью до месяца. Так нанимателю будет легче определить, сколько ты работала в этой компании;
  • должность — указывать правильно. Уже по должности наниматель может понять, чем ты занималась на предыдущем месте работы.

Это минимум сведений, который ты должна предоставить. Но здесь мы говорим о том, как составить работающее резюме, поэтому добавляй к этому списку еще три позиции:

  • краткая характеристика компании;
  • твои должностные обязанности за весь период работы.

Описывать должностные обязанности подробно не следует. Цель твоего резюме — конкретная должность. Из предыдущего опыта надо взять только то, что требуется для получения этой должности.

Например, ты претендуешь на должность менеджера по туризму, а до этого работала специалистом по работе с клиентами. Расскажи, что вела компьютерный учет клиентской базы, осуществляла анализ обращений, планировала и проводила рекламные компании, информировала клиентов о предстоящих поступлениях. С такими навыками ты вполне подойдешь для туристической деятельности.

Если при исполнении служебных обязанностей ты использовала какие-то инструменты, расскажи об этом. Например, если была специалистом по складу и вела учет в программе «1-С», обязательно пиши об этом в резюме. Это может помочь обойти конкурентов.

Теперь резюме будет развернутым и даст нанимателю полные сведения о твоем профессиональном опыте. Оформить этот раздел лучше в виде таблицы, где каждому месту работы соответствует отдельная строка. Так сведения будет легко анализировать.

Как составить работающее резюме — раздел «Достижения»

Обычно этот раздел людям заполнить сложно. Им кажется, что они не имеют конкретных достижений. Но человек не может прожить так, чтобы нечем было гордиться. Тебе просто надо вспомнить, что является предметом гордости. Например, так:

  • в период работы в строительном тресте №125 выполнила расчет сметы расходов по объекту строительства «Городская больница»;
  • мои предложения по оптимизации производства привели к удешевлению конечного продукта на 3%;
  • заключила договоров на общую сумму 3 млн рублей за 2016 год.

Если совсем ничего не придумала, опиши свою повседневную работу так, чтобы она показалась важной. Пиши, что изучила правовую основу процесса, внедрила электронный учет расходных материалов и др. И ничего, если электронный учет ведется таблицей Microsoft Excel.

Возможно, ты принимала участие в подготовке и проведении международной конференции — пиши об этом. И ничего, что на этом мероприятии ты наливала чай — скорее всего, работодатель об этом никогда не узнает, а твой рейтинг станет выше.

Отражать достижения надо в две графы — наименование компании и содержание успехов. Не пиши размытых фраз, вроде «я отлично справлялась со своими обязанностями». Все должно быть предельно конкретно.

У учительницы математики достижения могут быть такими: 60% учеников, которых я учила математике, поступили в технические ВУЗы. Я готовила группу детей к городской олимпиаде, из них двое заняли призовые места и еще двое вошли в десятку лучших.

Если тебя поощряли, повышали по службе — обязательно отрази это в разделе «Достижения».

Дополнительная информация

Сюда пиши все. Я знаю организации, которым не важно, какой ты специалист — если ты занимаешься спортом, тебе простят любую некомпетентность. Возможно, ты была членом добровольной народной дружины. Или ты хороший организатор корпоративов. Умеешь петь, писать стихи, фотографировать — выкладывай все свои способности в этот раздел.

Многие работодатели ценят людей, которые умеют:

  • выступать перед публикой;
  • готовить и проводить презентации;
  • грамотно писать деловые письма;
  • свободно говорить на английском языке.

Если у тебя есть какое-то из этих качеств, не забудь добавить в резюме.

Написать, что владеешь компьютером — значит не написать ничего. Сегодня все по меньшей мере  пользуются интернетом. Писать надо конкретно: умею работать с программой Adobe Photoshop. Пусть к основной работе это не имеет отношения, зато понадобится при организации корпоративных мероприятий.

Как составить работающее резюме и не похвастаться своими личными качествами? Опиши черты своего характера. Конечно же, ответственная, дисциплинированная, стессоустойчивая. Легко сходишься с людьми, умеешь поддерживать ровные отношения в коллективе. Настойчивая и последовательная, начатое дело доводишь до конца.

Возможно, у тебя есть права и личный автомобиль — напиши об этом. Если имеются какие-нибудь награды или достижения — перечисли.

Напиши, какое у тебя хобби. Назови любимый фильм и любимую книгу.

Составь резюме так, чтобы самой себе понравиться. Проведи инспекцию своих навыков, положи их на бумагу. Поверь, у тебя их не так мало. Возможно, работодатель не предложит тебе ту должность, на которую ты претендуешь, но подберет что-нибудь более подходящее.

Добавить комментарий