Как научиться просить

Как научиться просить

Многим людям старше 45 трудно просить о помощи. Казалось бы — человек прожил большую жизнь, сделал немало хороших дел, многое может, имеет вес среди знакомых, а как научиться просить, так и не понял. Если ему нужна помощь, чувствует в этом что-то унизительное.

А ведь иногда так надо попросить помощи! И как мы это делаем? Заходим в кабинет должностного лица  и — теряемся. Не можем внятно объяснить суть вопроса, краснеем, мямлим что-то невнятное. Чувствуем желание уйти и сделать вид, будто проблемы не существует.

Что-то в нас не так. Мы слабы и не чувствуем себя личностями. Как научиться просить, не испытывая стыда и застенчивости? Как сделать так, чтобы люди были рады помогать нам?

Почему нам трудно просить

Мы много работаем и не имеем времени ходить по инстанциям в поисках бонусов. Нам проще на свои средства купить путевку на лечение, чем уговаривать врача направить в санаторий бесплатно. И легче купить банку краски и в выходной покрасить стену в подъезде, чем попросить  сделать это коммунальные службы.

Мы привыкли рассчитывать только на себя. Если в кошельке есть лишняя копейка, мы можем сделать такой маневр. Не просить, не жаловаться, а купить и забыть.

Поступая таким образом, мы не развиваемся. Не следим за правовым полем, не знаем своих прав. Не понимаем, о чем надо просить, а что можно требовать. Не знаем, в какие организации обращаться. Не умеем налаживать контакты. Мы сами убиваем в себе полезный навык — просить.

Мы не любим просить, потому что неправильно воспитаны — это так. Нам внушали в детстве — не мешай людям, делай сам. Мы выросли и стараемся не мешать. А еще — не доверяем людям, считаем их корыстными. Боимся, что просьбу придется отрабатывать. Боимся попасть в зависимость к тому, к кому обращаемся.

Мы — жертвы стереотипов, сложившихся в обществе. Считаем, что чиновники дерьмовые люди, потому что берут взятки. Но наступает момент — и от одного конкретного чиновника что-то зависит в твоей жизни.

Ты робеешь и идешь на прием, робко пряча в кармане шоколадку. И испытываешь комплекс — ты уверена, что чиновники воруют миллионы, а шоколадка выглядит так жалко...

Еще одна причина — мы боимся отказа. Потому что не знаем, как вести себя в этом случае. И это неприятно. И горько осознавать, что проблема останется нерешенной. И в дальнейших отношениях с этим человеком появится натянутость.

А может, все гораздо проще — мы хотим выглядеть лучше других? Хотим казаться красивыми и беззаботными. Не хотим обнажать слабые места, боимся огласки. Кажется, это называется гордыней?

Как научиться просить: меняем мировоззрение

«Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» — кажется, так написано в Библии? На того, кто в чем-то нуждается, всегда найдется тот, кто ему поможет. Кто-то устроит на работу, кто-то — бесплатно сделает массаж или даст денег взаймы.

Не надо бояться просить — есть много людей, которые охотно выполняют просьбы. И не надо ждать, что тебе предложат — люди не ясновидящие. Только ты знаешь, что тебе надо. Ты и должна попросить. Как говорится, чтобы разбогатеть, надо хотя бы купить лотерейный билет.

Просить — это отличный навык. Ничего плохого в нем нет. Наоборот — неумение просить — признак неправильного воспитания, неуверенности и страха перед людьми.

Думай о том, что твоя просьба — благо для человека. Ты даешь шанс ему сделать доброе дело. Его помощь может и не принести тебе пользы, а он будет гордиться тем, что помог тебе, всегда. Ты даешь ему больше, чем он тебе.

Как научиться просить, если делаешь это редко

Сначала надо выяснить, кто может тебе помочь. Не надо просить денег у человека, едва сводящего концы с концами. Не надо обращаться к первому попавшемуся врачу, если проблему может решить только главврач. Соберись с мыслями и найди в своем окружении человека, который может помочь.

Не запускай просьбу «по цепочке», обращайся к человеку напрямую. Никакой посредник лучше тебя суть просьбы не изложит, зато сплетни появятся обязательно. Не проси по телефону, добейся личного контакта — так ты скорее убедишь собеседника себе помочь.

Просить надо так, чтобы тебя поняли. Коротко сформулировать суть вопроса и привести аргументы. Тот, кто тебя слушает, должен понять, что тебе его помощь действительно нужна и он может помочь. Говорят, что истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего.

Береги время собеседника. Он за день принял много посетителей и твоя длинная история его утомит. Говори только по существу и коротко.

Лучше предварительно проработать механизм просьбы:

  • разобраться, к кому следует обратиться;
  • четко сформулировать суть вопроса;
  • продумать подходящий момент и найти подходящие слова;
  • вести себя уверенно во время разговора.

Желательно обращаться с просьбами почаще, чтобы выработать навык.

Если тебе отказывают, не огорчайся. Значит, ты обратилась не по адресу или тебя не поняли. Умение просить — это навык, который надо тренировать. Вернись домой и проведи анализ встречи.

Кому просить легче

Есть категория людей, которым просить приходится часто. Как правило, это люди с невысоким достатком, которым любая поддержка жизненно необходима. Они знают свои права и не стесняются о них заявлять. На приемах у чиновников бывают часто, бойко ведут себя в социальных центрах и других госучреждениях.

Компенсации, субсидии, освобождение от налогов, бесплатные путевки в лагеря и санатории, бесплатное обучение, школьное питание, медикаменты, социальное жилье, гуманитарная помощь — в этих вопросах эти люди являются экспертами. Они знают, какие льготы им положены и активно пользуются ими.

Кому отказывают чаще

Другие люди считают, что любую проблему можно решить с помощью денег. Они буквально воспринимают слоган «Было бы здоровье, а остальное купим». Эта уверенность их часто подводит, потому что их убеждения разделяют не все.

Есть немало людей, которые берегут репутацию, дорожат рабочим местом, не хотят вступать в противостояние с законом. Даже если кто-то берет за услугу деньги, не факт, что у каждого первого.

Многих унижает, когда им предлагают деньги. Если кто-то со мной не согласен — представьте себя на их месте. Фактически вас покупают, и с этим согласятся не все. Купить можно вещь, а с человеком надо договориться.

Тот, кто мечтает всех купить, договариваться не умеет. Он кладет купюру в конверт и отправляется на прием в надежде встретить нечистоплотного чиновника. К сожалению, иногда ему везет...

Я была свидетелем того, как один чудак хотел отблагодарить кассира в банке — протягивал в окошко шоколадку. У кассирши от испуга округлились глаза и она вызвала администратора зала.

Подоспевший администратор демонстративно, на весь зал объясняла клиенту, что у персонала хорошая зарплата и кассирша может позволить себе шоколадку. Плитку мужчине вернули.

И только потом до всех дошло, что по залу развешены камеры видеонаблюдения. Девушку могли уволить с работы, если бы она приняла презент.

Когда надо просить, а когда — требовать

Мы недостаточно грамотны юридически и не знаем своих прав. Пытаемся получить то, что положено по закону, но считаем, что должны просить. Если протекла крыша дома, идем в районный отдел ЖКХ и просим ее починить. Нам нагрубили, мы возвращаемся домой и живем с прохудившейся крышей и обидой на чиновника.

Просить о чем-то можно родственников, друзей, коллег по работе. С чиновником все сложнее.

Если в твоей просьбе есть что-то не совсем правильное — надо просить. Например, если чиновник имеет право рассматривать твои документы две недели, а тебе нужен его ответ через два дня — это просьба.

Но если по закону тебе нужна компенсация, а чиновник не хочет ее предоставить, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете — надо требовать.

Как требовать у чиновника

Чтобы тебя услышал чиновник, с ним не надо разговаривать. С ним надо вести переписку. Не ходить и не просить, а написать письменное обращение, четко изложив свое требование. Запечатать письмо в конверт и бросить в почтовый ящик. Заказным письмом, с доставкой и уведомлением о вручении, чтобы наверняка.

Еще лучше — отнести в приемную организации. В последнем случае надо не просто отдать документ секретарю, а убедиться, что его зарегистрировали в журнале входящей корреспонденции. И пусть поставят печать на копии, которую надо заблаговременно сделать. Копию забираешь с собой.

Чиновник обязан рассмотреть письменное обращение гражданина, принять решение и в установленные сроки ответить. Если ответ тебя не устроит, его можно обжаловать в более высокой инстанции или суде. Письменный ответ чиновника является железным доказательством в последующей тяжбе.

Как научиться просить у чиновника

Если все же необходима личная встреча с чиновником, надо вести себя правильно. Прежде всего — сформулировать просьбу и спокойно и доходчиво привести аргументы. Объяснить, почему без помощи тебе не обойтись.

Не заискивать, не бояться, не дерзить, не угрожать. Говорить вежливо, но уверенно. Чиновник — человек. Он сделает то, что в его силах, если поймет, что перед ним адекватный человек.

Однажды я поменяла паспорт, а назавтра мне понадобилось фото визовых страниц. Я примчалась в паспортный стол и мне достали мой паспорт буквально из уничтожителя бумаг. Просто так, без шоколадок и конфет.

Видео: Как научиться просить

Добавить комментарий